Могочинский район
25322,84 км²
↘ 24 786 чел. (2017 )
Мого́чинский райо́н — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в Забайкальском крае Российской Федерации.
Административный центр — город Могоча.
Район расположен на северо-востоке Забайкальского края. Район граничит с Китаем по рекам Аргунь и Амур. Основные хребты: Борщовочный, Амазарский, Тунгирский, Черомный, Собачкин, Зап. Люндор, отроги Хорькового. Хребты значительно расчленены, с довольно крутыми склонами и широкими слабохолмистыми межгорными котловинами. Имеются месторождения золота, молибдена, стройматериалов и др.: Итакинское месторождение сурьмы и золота, Могочинское месторождение подземных вод, Уконикское месторождение золота и др.
Климат резко континентальный. Средняя температура в июле +14 ÷ + 18 °C (максимальная +37 °C). Зима продолжительная и холодная со средними температурами января −28 ÷ — 32 °C (абс. минимум −53 °C). Количество выпадающих осадков от 400 до 600 мм/год. Высота снежного покрова 12-18 см. Вегетационный период 120—150 дней. Характерно наличие многолетнемерзлых грунтов сплошного и островного распространения. Почвы преимущественно горные мерзлотно-таёжные глеевые оподзоленные, дерновые и типичные. В межгорных понижениях встречаются перегнойно-глеевые мерзлотные почвы. Преобладающим типом местности является горная тайга. Распространены лиственничные леса с ярусом из багульника на дренированных грунтах, редколесья с подлеском из ёрников, горные лиственнично-сосновые леса. Из рек наиболее крупные Амур, Шилка, Аргунь и Амазар.
История района началась в 17 веке. В 1667 г. царский графолог Годунов начертил карту Сибири, где была отмечена территория будущего Могочинского района. С тех пор в этих местах стали селиться золотодобытчики.
В конце 19 начале 20 века с предстоящим строительством Транссибирской железной дороги была предопределена необходимость строительства железнодорожных станций, разъездов и переселение населения из более обжитых и густонаселённых районов России. Так, в 1908 г. появились станции Ксеньевская, Таптугары, Сбега, в 1910 г. – Пеньковая, Амазар. Для обслуживания движения по железной дороге в 1915 г. было построено паровозное депо на ст. Ксеньевская, а позже в 1916 г. на ст. Могоча.